Любимица народная – русская гармонь

25 ноября празднуется День Гармониста и считается Днем Рождения гармони. Музыка всегда олицетворяла жизнь русского народа и во все времена слушалась с особым удовольствием. Народная музыка, народные инструменты, одним из которых является гармонь, всегда благотворно влияли на души людей. Русская гармонь – верная подруга и вечная спутница русского народа. На Руси всегда почитались люди, умеющие красиво петь, играть на гармони, сочинять и исполнять песни и частушки. Интересно, что народные любители этого инструмента играли на нём независимо от того, есть у них ноты для гармони или нет. Мелодию подбирали на слух или она переходила от одного музыканта к другому.

Без гармони и её разновидности баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, представить себе ни концерта, ни вечера в сельском клубе. Кажется, что гармонь существовала всегда. Бытует мнение, что гармонь пришла в Россию из Германии. Однако абсолютно точно этого утверждать нельзя, поскольку гармошки существовали в XVIII-XIX веках и в Германии, и в Италии, и в Австрии,  и во Франции, и даже в Англии.

Академик А.М. Мирек доказывал её русское происхождение. Гармоника в современном виде появилась в Санкт-Петербурге. Её создатель – чешский инженер Франтишек Киршник проживал тогда в России, и свой инструмент продемонстрировал в 1783 году. Своему детищу он дал чешское название – гармоника. Но теперь это название, как и «гармошка», стало в русском языке разговорным. Официальное название инструмента – гармонь. Она быстро стала русским национальным инструментом. Подкупила гармошка и звучным голосом, и простотой обучения игре, и своими «небольшими» размерами.

В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Не пожалев за нее сорока рублей восхищенный мастер сторговал у заморского купца «диковинную штуку». Привезя домой – в Чулкову слободу на окраине Тулы – драгоценную покупку, мастер решил попробовать сделать такую же. Так и возникла первая гармонь.

Тульская гармонь изначально была простая однорядная. То есть, на правой и левой её половине было всего по одному ряду кнопок. Постепенно инструмент усложнялся и становился двухрядным. Научились делать его и в других городах. Причём в каждом старались, чтобы русская гармонь приобрела свою индивидуальность. Для этого украшали её всевозможными способами. По тому, какой декор был на инструменте, можно было с точностью сказать, в какой именно местности он был сделан.

Спрос на тульскую гармошку распространился по всей России, что привело уже в начале второй половины XIX века к возникновению ее кустарного производства в ряде других областей и превратило в народный общерусский инструмент. Гармошка очень быстро стала исконно русским народным инструментом. Ее звучный голос пришелся по душе россиянам, простота обучения игре на ней, и самое главное, невысокая цена и маленькие для того времени размеры гармошки были по карману простым людям.

Любая гармонь, хоть и звучит по-разному, состоит из двух полукорпусов, на которых расположены кнопки. Играя на правой клавиатуре, гармонист воспроизводит мелодию, а на левой аккомпанирует себе, извлекая басы или аккорды в зависимости от произведения. Посередине гармонь русская имеет меха. Звучит она за счёт того, что с их помощью внутрь неё накачивается воздух, который воздействует на язычки инструмента. Различаются гармони и тем, какой звук издаёт кнопка при держании мехов.

Русская гармонь…. Сколько же миллионов людских судеб связано с ней. Сколько же радости и печали шло неразрывно с гармонью через долгие годы. Гармонь была «звездой» военной эстрады. Известно, что гармони специально посылались на фронт с целью поднятия боевого духа бойцов. Только в 1941 году на фронт было отправлено 12000  этих музыкальных инструментов. В труднейшие годы войны, в самых экстремальных условиях гармонь вместе с русской песней включали в человеке потаенные силы, будоражили кровь и помогали начисто погасить чувство страха.

В коллекции Славгородского музея насчитывается 7 гармоней. Каждая музейная гармонь уникальна в своём роде, особенна и неповторима. За каждой стоит своя история.

Первая гармонь, появившаяся в музее, принадлежала Шредэру Петру Дитриховичу и была изготовлена Шуйской гармонной фабрикой. Музыкальные инструменты данной фабрики были очень популярны в России.20191112_145927

Есть в экспозиции два экспоната, которые принадлежали Епифанцеву Александру. Одна из гармоней украшена цветочным орнаментом и металлическими украшениями. Сам Александр является изготовителем музыкальных инструментов, сочиняет музыку и играет на музыкальных инструментах.

20191112_145446

Одним из самых особых  инструментов в коллекции является гармонь, принадлежащая Постольнику Владимиру Дмитриевичу. Владимир Дмитриевич был участником Великой Отечественной войны, участником освоения целины. Гармонь он получил в подарок за участие в освоении целинных земель, о чём свидетельствует памятная надпись на музыкальном инструменте: «Целиннику – Постольник В.Д., 1954 год».

Русская гармонь – по-настоящему уникальный во всех отношениях инструмент. Её музыка может звучать сольно и создавать атмосферу народного гуляния и праздника. Также «выступление» гармошки возможно и в составе большого оркестра.

Именно в русской гармони сконцентрирована сущность нашей традиционной, национальной музыки. Вероятно, поэтому гармонь так любима людьми. Гармонь – это не только наша история, но и душа русского человек.

Хранитель музейных предметов НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВА

Фото из фондов музея.

Добавить комментарий